Энтони Хиггинс о себе:В глубине души я характерный актер. - - - Я знаю многих актеров моего поколения, которые сделали более успешную карьеру, но я всегда старался делать совершенно, совершенно другую работу. Энтони Хиггинс родился 9 мая 1947 в Восточном Нортемптоншире, в сердце Англии. Его родители приехали из Ирландии незадолго до Второй мировой войны в поисках лучшей жизни. Они жили в Лондоне вплоть до начала массовых бомбежек в 1940 году, откуда и уехали в Нортемптоншир, где отец нашел работу на строительстве американской военной базы. Семья была большой - у Хиггинса четыре брата и одна сестра. Еще до рождения Энтони, в 1930-х, его отец пел в группе в ирландском городе Корке, а мать была органисткой в местной церкви и иногда аккомпанировала своему мужу на пианино. Позже Хиггинс-старший отправился в Нью-Йорк, чтобы изучать оперное искусство, но вернулся в Ирландию через шесть лет. Хиггинс рассказывает, что мама научила его читать еще до того, как он пошел учиться в обычную государственную школу. Когда в начале 1960-х Энтони перешел учиться в старшую школу в городе Рашдоне, то стал играть в школьном театре. Особенно отмечали его выдающееся исполнение ролей Джона Сильвера в "Остове сокровищ" и Суини Тодда в "Парикмехере-убийце". В старших классах он играл в рашденском городском клубе, ставившем спектакли для юношества. Параллельно с учебой и игрой в театре, Энтони обучался музыке. Он играет на флюгельгорне; его нынешний инструмент был изготовлен специально для него в Германии. После окончания школы Энтони Хиггинс хотел стать жуналистом и нашел работу в местной газете, но, так как по закону получить полноценную работу можно только достигнув 17 лет, он вынужден был работать помощником мясника в городе Бэдфорде, потом разнорабочим на стройке в городке Грендон, рядом с Нортемптонширом, доставлял газеты, в свободное время штудируя стенографию и машинопись. Однажды приятель взял его с собой на мастер-класс, проводимый актрисой Маргэриттой Скотт. Она уговорила Энтони попробовать стать профессиональным актером. Он вспоминает: "Она говорила настолько убедительно, что я решился". Хиггинс выиграл стипендию Бирмингемской школы актерского мастерства и ораторского искусства, где проучился три года с 1964 по 1967 год. Будучи студентом, Хиггинс выступил на профессиональной сцене в качестве статиста в "Зимней сказке" Шекспира, поставленной Бирмингемской репертуарной театральной компанией. Позже он присоединился к этому театру как постоянный участник труппы, сразу получив главные роли. В его репертуаре были Ромео, получивший прекрасные отклики по всей Англии, Касио из "Отелло" и Луис Дебеда из "Дилеммы врача". После этого он играл как в классических, так и современных постановках в Чечистере и Лондоне. Удачное начало заставило режиссеров обратить внимание на молодого актера, и он получил несколько заманчивых предложений с телевидения, которыми не преминул воспользоваться. Каждая из телевизионных ролей была успешна. Особенно удались Энтони трагический образ Малыша в эпизоде "Чужой в семье" сериала "Путешествие в неизведанное" и образ студента-бунтаря Фреди Уолкера в одной из серий популярного сериала "Отчет Стрейнжа" с сэром Энтони Квейлом в главной роли. В этих сериалах Хиггинс выступил под девичьей фамилией своей матери - Корлан. Под этой фамилией он будет сниматься в течение первых шести лет своей кинокарьеры. Однако только роль Эдмунда Тайрона в пьесе Юджина О'Нила "Долгий день уходит в полночь" в театре города Бирмингема помогла ему получить первую роль в полнометражном фильме у режиссера Джона Хьюстона. Фильм "Прогулка с любовью и смертью" (1969) переносит зрителя в эпоху Столетней войны. Другим дебютантом картины была дочь самого режиссера - Анжелика Хьюстон. Для роли молодого дворянина ему понадобились навыки верховой езды, и учить его взялась сама Анжелика. Энтони быстро овладел искусством, которое будет позже демонстрировать во многих картинах. После появления в "Прогулке с любовью и смертью" актер сыграл еще в нескольких эпизодах телесериалов ("Кровь агнца" сериала "Пьесы по средам" и "Мария, королева Шотландская" сериала "Пьеса месяца"). Культовая для своего времени картина "Вкус крови Дракулы" (1970) компании "Хаммер", специализирующейся на фильмах ужасов, продолжала серию фильмов о Дракуле, где роль вампира исполнял Кристофер Ли. Энтони досталась роль традиционного для этих фильмов персонажа - возлюбленного прекрасной девушки, которую хочет заполучить сам Дракула. Следующую роль в полнометражном фильме "Кое-что для каждого" (1970) Энтони получил после прослушивания в Лондоне у режиссера Хэла Принса и продюсера Джона Флексмана. Хэл Принс, театральный режиссер, впервые работал в кино и взял за основу сценарий Хью Уиллера, автора "Суини Тодда". Хиггинс играет тихого стеснительного юношу из королевской семьи, Анжела Лэнсберри - его мать, а главного героя - Майкл Йорк. Герой Йорка делает все возможное, чтобы навсегда остаться в замке короля Людвига (Нейшванстайн, Германия) и, конечно же, к каждому члену этой семьи у него свой подход. Во время съемок этого фильма Энтони познакомился немецкой художницей и фотографом Хайди Лаyсeн, живущей в то время в Баварии, и в 1974 году у них родилась дочь. В 1972 году Хиггинс сыграл одного из оборотней-вампиров в культовом фильме ужасов "Цирк вампиров". Фильм бы запрещен к показу в Великобритании из-за обилия жестокости. Актер говорит, что это был последний великий фильм про вампиров компании "Хаммер". В США продается укороченная версия фильма, полная же версия доступна жителям Европы. "Еретичка Флавия" (1974) с бразильянкой Флориндой Болкан и легендарной Марией Казарес (любимая актриса Жана Кокто) дала Хиггинсу возможность поработать в Италии. Фильм был прорывом для своего времени и рассказывает об Италии 15 века. Саундтрек к фильму написал Никола Пьовани, через много лет получивший "Оскара" за музыку к фильму "Жизнь прекрасна". Фильм полон жесткой эротики и крови, и, как зеркало, отражает происходящую в мире 1970-х сексуальную революцию. По роли у Хиггинса не так много слов, поэтому его игра основана на передачи внутренних переживаний героя посредством мимики. Его глаза говорят в тысячи раз больше, чем слова, и недаром эта роль считается одной из наиболее удачных из работ его первого десятилетия. В 1970-х актер был активно занят на телевидении, в кино и на сцене. В 1976 году фильм "Путешествие отверженных" собрал лучших актеров со всего мира, но не стал откровением для зрителей. Одной из лучших ролей Энтони Хиггинса на телевидении этого десятилетия считается роль в мини-сериале "Орел Девятого легиона" (1977). Энтони играет римского солдата, ищущего в Каледонии своего пропавшего отца. Однако сам Хиггинс считает наиболее ценной работой того времени работу в Шекспировской Королевской Компании и его участие в лондонской постановке спектакля "Пиаф". Эта биография французской певицы Эдит Пиаф была написана Пэт Джемс, главную роль исполняла Джейн Лапотер. Хиггинс продолжал играть во всех новых постановках Шекспировской Компании, в том числе, он сыграл Люченцо в "Укрощении строптивой" вместе с Зоей Уонамейкер в роли его возлюбленной Бянки. Лондонская публика старшего поколения помнит его как Камилла в "Смерти Дантона". Эта пьеса Георга Бюхнера шла в Лондонском Национальном Театре целый год, а затем была перенесена на телевизионный экран, в экранизации он опять играл с Зоей Уонамейкер. За работы в спектаклях Шекспировской Королевской Компании сезона 1978/1979 годов Энтони Хиггинс получил премию журнала "Time Out" как лучший актер 1979 года. В 1981 году Хиггинсу вновь улыбнулась удача - в первом фильме о приключениях Индианы Джонса режиссера Стивена Спилберга ("Индиана Джонс в поисках утраченного ковчега") он сыграл роль немецкого солдата. Эта роль третьего плана до сих пор, как не удивительно, приносящая актеру известность. Прорыв в Голливуд был краткосрочным, но действенным: он еще несколько раз вернется в Америку, став знаменитым в Европе. Типаж внешности Хиггинса прекрасно приспособлен для воплощения представителей разных народов. В фильме "Квартет" (1981) Хиггинс получил роль Стефана, польского иммигранта, живущего непростой жизнью в Париже 1920-х годов. Фильм, основанный на романе Джин Рис, поставлен Джеймсом Айвори. Изабель Аджани получила награду Каннского кинофестиваля как лучшая актриса за исполнение роли жены Стефана. Стефан - импульсивный человек, который выбирает не самый честный путь к богатству, в его характере есть небольшая доля хитрости и огромное очарование. Хиггинс привнес в роль много мелких деталей, таких как, например, манеру держать сигарету в кончиках пальцев, как делают многие жители славянских стран, а для сцен, где герой оказывается в тюремном заключении, актер пожертвовал не только своими волосами, но и чистотой ногтей. Высокий рост Хиггинса (1м. 88 см.), красивая внешность и аура моральной силы часто использовались для образов романтических героев. И лицо Хиггинса стало узнаваемо после вовсе не романтической, но невероятно сильной по сексуальной и духовной энергетике роли художника в "Контракте рисовальщика" (1982). В этом фильме он играл вместе с блистательной актрисой Джанет Сьюзман. Фильм выстроен как костюмная драма с детективным сюжетом на фоне прекрасных пейзажей графства Кент и, уподобленной Перселлу, музыкой Майкла Наймана. Режиссер Питер Гринуэй объяснял свой выбор актера на главную роль тем, что Хиггинс наилучшим образом способен показать сочетание высокомерия и наивности. Хиггинс создает изящный рисунок характера художника - выскочки, сына простого фермера, проявившего слишком большую доверчивость, обернувшуюся для него трагедией. После выхода "Контракта рисовальщика" многие зрители думали, какие поступки совершит исполнитель главной роли в свете новой популярности, но Хиггинс не спешил появляться на публике. И, хотя он приехал на Эдинбургской фестиваль вместе со всеми участниками съемок, но почти не давал интервью. В 1994 году, после реставрации, "Контракт рисовальщика" вышел вновь, и лицо актера появилось на огромных размеров плакатах, развешанных на высоких стенах станций лондонского метро. В фильмах начала 1980-х Хиггинс наконец отходит от образа томного юноши, все с каждой лентой больше превращаясь в холодного и жесткого мужчину. Былая страстность героев его первых фильмов исчезла, на первый план вышел образ сильного и прямого человека. Это легко объясняется его восхищением знаменитым американским актером Робертом Митчумом (1917-1997), с которым у Хиггинса имеется некоторое типажное сходство. Для этого периода очень характерна роль в британском мини-сериале "Райли: Ас шпионов" (1983), где он играет именно холодного человека - русского шпиона и политика Михаила Трилиссера. Роль немца Кассана в одной из серий "Рассказов о необычном" позволила актеру не только проявить свой драматический талант, но и показать действительно превосходное сценическое фехтование. Однако к середине 1980-х маска бесстрастного героя была снята, и Хиггинс вернулся к свой обычной манере игры. Он привлек внимание женщин всего мира исполнением роли красавца принца Абдуллы в американском мини-сериале "Кружева" (1984-1985) Эллиот Бейкер, снятого по популярному роману Ширли Конран. В сериале снялись также великолепные Анжела Лэнсбери, Брук Адамс и Ариэль Домбейсл. Большинство критиков обругали Фиби Кейтс за ее неубедительную игру, зато единодушно хвалили Хиггинса за достоверное изображение арабского принца, скрепляющего весь сюжет. В фильме много чудесных видов французских Альп, Шамони и других мест для состоятельных туристов, а также фильм можно оценить за прекрасную демонстрацию моды тех лет, особенно шляп Барбары Лейн. Хиггинс очень удивился, узнав, что этот сериал часто повторяют по кабельному телевидению в США, и сказал: "Это было замечательное время. Фильму не надо претворяться произведением Стриндберга. Это очаровательная чепуха. Однако у нас были прекрасные характерные актеры, такие как мой старый друг, покойный Энтони Квейл и режиссер Билл Хейл; я же всего лишь точно изобразил своего героя". Успех до сих пор популярных "Кружев" почти перекрыл полнометражный фильм Барри Левинзона "Молодой Шерлок Холмс". Фильм ориентирован на детскую и подростковую аудиторию и популярен до сих пор. Энтони Хиггинс выступает в роли профеcсора Ратхэ, сначала просто любимого школьного учителя юного Шерлока Холмса, затем преображающегося в зловещего фанатика и убийцу Эхтара. В конце фильма, когда уже идут долгие финальные титры, заснеженные просторы Шотландии пересекает возок с закутанным в мех загадочным человеком. Он просит номер в горной гостинице и подписывается в гостевой книге как "Мориарти". Профессор продолжает жить. В том же 1985 году Хиггинс сыграл в фильме "Невеста" Франка Роддема. Партнером Хиггинса по съемочной площадке был певец Стинг. Следующей работой была экранизация детектива Агаты Кристи "Последний Сеанс" (1986) для компании "Гранада", где он сыграл с Жанной Моро. В том же 1986 году вышла и нашумевшая картина "Макс, любовь моя". Японский режиссер Нагиса Оcима ("Счастливого рождества, мистер Лоуренс") обращается к эпатажному сюжету о скучающей жене (Шарлотта Рэмплинг) британского дипломата, которая заводит в качестве любовника обезьяну. Съемки проводились в Париже. Энтони Хиггинс продолжил работать во Франции, сыграв в 1987 году брата Наполеона в сериале "Наполеон и Жозефина: История любви" с Арманом Ассанте и Жаклин Биссет в главных ролях. И снова он работал с Джейн Лапотер, которая играла в этом сериале мать Бонапартов. Дорогостоящие съемки проводились в Европе и северной Африке. Сериал с мягким юмором и трогательной историей любви популярен в США и Европе. Манера Хиггинса всегда оставлять в своих героях что-нибудь недосказанным, заставляет зрителей задуматься о тайнах его персонажей. В австралийском телевизионном фильме "Возлюбленные богов" (1991) года он утаил, возможно, больше, чем обычно, исполняя роль сэра Лоуренса Оливье. Мэл Мартин играла Вивьен Ли, к разочарованию некоторых критиков. Тем не менее, фильм был показан во многих странах мира, получил хорошие рейтинги и повторялся несколько раз. Хиггинс очень доволен своей ролью нетипичного офицера СС в телевизионном фильме "Одна против ветра" (1991), с Джуди Дэвис в главной роли. Его герой получил классическое образование в Англии и был совершенно не похож на привычный образ фашиста, создаваемый в кинематографе. "Мост" (1992), основанный на романе Мэгги Хэмингуэй, получившем премию Уитбреда, - очаровательный фильм, рассказывающий о борьбе женщины 19 века против социальных устоев. И здесь вновь сила эмоций актера кипит на медленном огне. Он играет обманутого мужа, пытающегося изобретательно уничтожить любовника своей жены. В сцене, где он и его дочери собрались утром за общим столом, каждый может почувствовать, что его герой способен на все, чтобы спасти свою семью от распада. Роль, за которую Энтони Хиггинс взялся с большим энтузиазмом, была историей жизни Иоганна Штрауса (отца) в сериале "Династия Штраусов" (1991). Сериал, в котором были заняты сотни блистательных актеров из разных стран, снимался в Австрии и Венгрии более восьми месяцев. Он охватывает историю всей семьи Штраусов, их музыку, политическую ситуацию того времени. Двадцать четыре эпизода (десять часов эфира) с успехом демонстрировались в Европе и Австралии. Актер показал удивительное перевоплощение героя - от юного восторженного дирижера, "короля вальса", до утомленного жизнью изможденного композитора. В дополнение легенды о Шерлоке Холмсе, Энтони Хиггинс - единственный актер, кроме Орсона Уэллса, сыгравший как Мориарти, так и Шерлока Холмса ("1994 Бейкер-стрит: Возвращение Шерлока Холмса", 1993). И, если "Молодой Шерлок Холмс" - фильм во многом трагический, то "Возвращение Шерлока Холмса" позволил проявиться комедийному таланту Хиггинса. Хотя и этот фильм можно отнести к категории фильмов для молодежи, обе эти работы не только демонстрируют мастерство Хиггинса как актера, но и как опытного фехтовальщика, а яркие, запоминающиеся образы обеих картин полюбились многим поклонникам Артура Конан Дойла. Когда-то Хиггинс прекрасно подходил для ролей в фильмах в стиле "нуар". Он и Ф. Мюррей Абрахам появляются в фильме "Изящное убийство" (1993), который снимался в Монреале. Картина появилась как противовес романтической комедии "Консьерж" с Майклом Дж. Фоксом, где Хиггинс сыграл "плохого парня". Поиск новых проектов привел Хиггинса в картину "Нострадамус" (1994) - странную версию истории 16 века, снятую в Румынии. Хиггинс исполняет роль короля Франции Генриха II как необычайно ловкого политика и отличного спортсмена. Диана Куик (она играла с Хиггинсом в фильме "Макс, любовь моя") играет Диану де Пуатье, Аманда Пламмер играет коварную королеву Екатерину Медичи. Как узнал Хиггинс, французский король очень любил рыцарские турниры, и доказательством этого служат те усилия и деньги, которые тратились на изготовление его доспехов, украшенных искусной чеканкой, изображавших сцены из истории. Эти доспехи сохранились и выставляются как произведение искусства. Одна из удач Хиггинса на экране 1990-х - роль библейского персонажа Корея в успешном телевизионном фильме "Моисей" (1996), в котором сэр Бен Кингсли исполнил главную роль. После некоторого скептицизма, Корей молча принимает веру в сцене обретения манны небесной, но потом восстает против пророка Моисея, за что гибнет во время землетрясения. В середине 1990-х своеобразным изыском для гетеросексуальных актеров-звезд было сыграть роль ВИЧ инфицированных больных. Так, например, Джереми Айронс появился в подобной роли в фильме "Ускользающая красота". Хиггинс привнес элегантное благородство в роль кубинского хореографа в фильме "Живой и умирающий" (1996), посвященного проблеме СПИДа. Хиггинс вернулся на театральную сцену в ноябре 1996 года в главной роли в спектакле "Макс Клаппер. Жизнь в картинах". Он играл немецкого кинорежиссера, который после Второй мировой войны заботится об актрисе (Эмили Ллойд), как о своей Галатее. Именно из-за занятости в театре Энтони Хиггинс отклонил предложение сниматься в фильме Джеймса Камерона "Титаник". Хиггинс ярко сыграл Марселя, венгерского археолога в ирландском фильме "Пятая провинция" (1997) с Ианом Ричардсоном, вместе с которым он когда-то снимался в "Смерти Дантона" на телевидении. Часто Хиггинса хвалят за сцену, в которой он яростно выкапывает сокровища, захороненные королями Ирландии. Сценарий был написан Ниной Фицпатрик, известной ирландской писательницей и сценаристкой ("Зона турбулентности"). Конец 1990-х можно называть телевизионным кризисом в карьере Хиггинса. Он продолжает появляться на британском телевидении в сериалах, скатившись до однотипной роли преступников в таких криминальных драмах как "Предложение и спрос", "Суд и возмездие. Фильм III". Среди этих мелких работ можно выделить лишь эпизод сериала "Госпожа начальник", где Хиггинс играет преступника, только что поступившего в тюрьму, которой руководит главная героиня сериала. Сцены, в которых агрессия героя выплескивается на окружающий мир, пугающе прекрасны. Все эти сериалы объединяет один и тот же автор сценария и, по совместительству, владелец производящей их компании - Линда Ла Планте, когда-то снимавшаяся вместе с Хиггинсом в "Контракте рисовальщика". Все эти и другие небольшие работы дают Хиггинсу возможность напоминать о себе публике, чтобы она обратила внимание на его следующие шаги. Именно в 2000 году Энтони Хиггинс попросил британского трубача Гая Баркера (трубач, автор саундтрека к фильму "Талантливый мистер Рипли") написать джазовый саундтрек к короткометражному фильму "Кровяное давление", к которому сам Хиггинс написал сценарий и поставил, сыграв вместе с актрисой Франсис Барбер главную роль. Картина была показана на нескольких европейских кинофестивалях, но не входит в официальную фильмографию актера. В 2001 году актер оказался опять востребован мировым кинематографом, когда сыграл талантливого агента таинственной организации в фильме "В последний момент", поставленном Стивеном Норрингтоном ("Лига выдающихся джентльменов"). Смысл фильма в бессмысленности славы в сверхсовременном Лондоне. В 2003 году Хиггинс подарил свой глубокий медоточивый голос программе Баркера "Звуки в черном и белом", посвященную фильмам в стиле "нуар". В этой концертной программе принимал участие оркестр Метрополитен Опера, и проходила она в лондонском театре Барбикан. В 2004 году американские телезрители смогли увидеть Хиггинса в эпизоде сериала "Тайны инспектора Линли", где он вновь сыграл персонажа, подозреваемого в убийстве. 2005 год ознаменовался несколькими работами: представленный на Каннском фестивале фильм семейства Файнс "Хромофобия", эпизоды в сериалах "Начальник" и "Судья Джон Дид". В 2007 году он появился в роли генерала Дюгомье в фильме "Герои и злодеи. Наполеон". Начало 2009 года совпало выходом с разницей лишь в одну неделю сразу двух эпизодов разных детективных сериалов: "Льюис" и "Закон и порядок: Лондон". Можно сказать, что "Льюис" стал лучшей работой актера за последние годы. В середине 2010 года вышел фильм "Малиса в стране чудес", не имевший большого финансового успеха в прокате. Актер продолжает сниматься в небольших ролях в популярных сериалах, таких "Дзен" и "Этот сентябрь". А в 2012 году он появился в эпизодической роли в фильме "Милый друг" с Робертом Паттинсоном и Умой Турман в главной роли. Харизма Хиггинса, выраженная через его голос, манеры и уникальный стиль, остается с возрастом неизменным. Он не числится в списке самых знаменитых актеров или в списке актеров средней руки, его даже нет в списке забытых актеров. Благодаря своему магнетизму, глубине проникновения в роли и непредсказуемости, он всегда числится в списке тех актеров, которых зритель хочет видеть. О характере Энтони как человека может сказать то, что он страстный читатель, что он пишет, используя допотопную пишущую машинку, что он увлекается классической музыкой, джазом и любит живопись. Находясь в Нью-Йорке, он любит посещать музей Фрика и библиотеку Пирпонта Моргана. Его жизнь в родной Англии мало чем отличается от жизни других: он так же, как и все владеет небольшим домом в провинции, и так же как все, возделывает свой участок, находящийся ближе к соседней деревне. Сохранить физическую форму, несмотря на возраст и недомогания, Хиггинсу помогает спорт. Он всегда увлекался атлетикой, в юности играл в регби, потом в крикет, сейчас играет в гольф, а любовь к верховой езде подтолкнула Хиггинса на покупку в Ирландии собственного скакуна. Первое десятилетие нового века подарили британскому экрану несколько новых интересных актеров, но большинству из них не хватает актерской школы, которую прошел Энтони Хиггинс, поэтому их игра не так совершенна. И, хотя не все роли Хиггинса великолепны, зрители неизменно отмечали, как выразился сам Хиггинс о своем любимом актере Роберте Митчуме: "Даже в отвратительных фильмах он всегда был хорош." Уверенность в себе помогла Энтони Хигигнсу преодолеть многие жизненные неприятности, к тому же, как говорят, "шрамы украшают мужчину", и не важно, телесные это шрамы или душевные. Энтони Хиггинсу поступало много предложений от разных режиссеров, но он никогда не гнался за предлагаемыми гонорарами. Некоторые назвали бы его человеком, ищущим более значительное применение своему дарованию, но он давно получил то признание, которого достоин его талант. Энтони Хиггинс уже оставил богатое наследие как глубокий характерный актер, и, возможно, зрителям повезет увидеть его и в новых фильмах для большого экрана. |
♂UP |